Каждый опытный водитель и оператор специальной техники контролирует остаток топлива в баке, чтобы не оказаться в неприятной ситуации, когда до ближайших АЗС или ТРП далеко, а машина отказывается ехать из-за пустого бака. Не меньший интерес к объему топлива проявляют владельцы машин, на которых работают наемные сотрудники. Здесь суть вопроса иная, менеджеры и владельцы стараются исключить риски кражи топлива и нецелевое использование техники.
Один из приборов, позволяющих определить объем заправки и расход топлива датчик уровня топлива в баке. Штатный датчик устанавливают на каждую серийную машину, как транспортную, так и специального назначения. Но есть один нюанс штатный ДУТ не всегда говорит правду. Если надеяться только на датчик топлива, то риск неправильного определения остатка или расхода может превышать 10-15%. Это очень много, например, при расходе в 20-22 литра на 100 км у седельных тягачей, при рейсе в 1000 км перерасход дизтоплива может составлять до 20-25 литров. У спецтехники показатель может составлять до 10 литров за смену. Согласитесь, цифры достаточно ощутимые.
Виды датчиков топлива
Штатные ДУТ на автомобилях и спецтехнике принадлежат к нескольким конструктивным типам. По виду выходного сигнала это:
- аналоговые;
- частотные;
- цифровые.
По типу конструкции это ультразвуковые датчики уровня топлива, емкостные и поплавковые (потенциометрические). Аналоговый сигнал, в основном, вырабатывает поплавковый датчик. Им оснащаются автомобили бюджетного сегмента и спецтехника. Очень много датчиков этого типа на авто разных классов, выпущенных с конвейера в конце ХХ, начале ХХI столетия.
Датчики уровня топлива с частотным выходным сигналом отличаются более высокой точностью. Информация кодируется частотой импульсов в выбранной линии коммутации. Это несколько замедляет прохождение сигнала, что в большинстве случаев не представляет особых проблем. Относительно небольшое распространение ДУТ этого типа связано с тем, что кодировка по частоте достаточно сложная и вызывает появление не только замедления передачи сигнала, но и некоторой погрешности.
Емкостной датчик уровня топлива более совершенный. Как правило, прибор не входит в штатную комплектацию, а устанавливается по желанию автомобилиста или владельца техники. Электронная плата ДУТ передает цифровой сигнал, отличающийся высокой точностью и помехозащищенностью. Датчик уровня топлива с цифровым выходным сигналом ультразвукового или емкостного типа представители последнего поколения измерительных приборов для контроля за уровнем и расходом топлива. Они отлично сопрягаются с GPS-системами контроля и слежения, позволяют получить информацию в режиме реального времени, очень сложно исказить точность данных.
Причины погрешности ДУТ
Одна из проблем, которую необходимо решить при решении задачи контроля расхода топлива погрешность ДУТ. Идеальной, стопроцентной точностью не может похвастаться ни один тип устройств. Ни поплавковые, ни ультразвуковые, ни емкостные датчики не дают реальной картины по вполне объективным причинам. Основные из них изначально заложены в конструкции, некоторые связаны с ошибками в монтаже и эксплуатации, ряд искажений определяется намеренными и случайными внешними влияниями. Главные причины неточности, которые сложно устранить:
- техническое несовершенство модели;
- неточность калибровки;
- температурное расширение и сжатие топлива в баке;
- различный химический состав топлива
- наклоны и вибрация транспортного средства;
- внешние воздействия.
Если правильно проведена калибровка датчика уровня топлива, то погрешность составляет до 1%. Снизить этот показатель не может даже самая совершенная тарировка. Низкое качество топлива и тряска транспортного средства добавляют еще 2 3%, а несогласованность диапазонов индикатора и датчика уровня топлива увеличивает суммарную погрешность до 5%. Ряд причин погрешности можно (и необходимо) устранить не этапе монтажа и настройки системы контроля. Но сделать это можно только в том случае, если проект разработан профессионалами, а установку и наладку выполняют сотрудники специализированного предприятия, такие как компания МикроТроник Украина.
Что такое тарировка бака и как она происходит
Обязательная процедура при наладке системы контроля топлива тарировка топливного бака. Это комплекс настроек, позволяющий переводить данные измерения от ДУТ в единицы объема, обычно, литры. Неправильная тарировка приводит к тому, что самый совершенный датчик уровня топлива выдает искаженные данные. Даже при устранении всех возможных помех и искажений, объем на шкале или дисплее в литрах будет отличаться от реального.
Тарировка каждого бака производится индивидуально, если в распоряжении оператора есть тарировочная таблица аналогичного транспортного средства, это не значит, что ее можно применять. На баке другой машины могут быть вмятины, другой уровень наклона относительно оси, иначе закрепленный датчик. Процедура тарировки производится следующим образом:
- выкачивается все топливо;
- удаляют остатки из отстойников и углублений под пробки;
- заливают топливо порциями по 5% от объема бака;
- показания датчика фиксируются после каждой из 20-ти (максимум) порций;
- данные заносятся в таблицу (для каждого бака).
Облегчает процедура тарировки специальное оборудование. Автоматическая тарировка производится при помощи мобильной автоматической станции, оснащенной насосами, мерными емкостями и генератором питания.
Как избежать погрешность ДУТ
Главное в устранении риска искажений в показаниях ДУТ качество электронных компонентов. Устанавливать оборудование от неизвестных производителей, или кустарного производства категорически не рекомендуется. Отработанная методика измерения погрешности ДУТ предусматривает проверку показаний при всех возможных для данной техники условиях эксплуатации и режимах работы. Учитывают табличную погрешность калибровки датчика, искажения цифрового и частотного выходного сигнала. Профессиональные проектанты и установщики систем контроля уровня и расхода топлива используют метод аппроксимации учет наиболее удобных для контроля параметров, позволяющих получить искомый результат с минимальными искажениями.
Выводы
Самостоятельно разработать и установить эффективную систему контроля топлива, даже используя готовые узлы и детали, нереально. Даже простая замена датчика уровня топлива требует знания методики работы и наладки. Инструкция производителя, обучающая, как подключить датчик уровня топлива, обычно рассчитана на профессионалов, и не несет смысловой нагрузки для непосвященных. А когда дело касается определения погрешности измерения топлива, без квалифицированных инженеров не обойтись.
Оптимальный выход заказать проект и монтаж у компании Микро Троник Украина. У нас разработан ряд готовых решений под все виды техники. Привязка осуществляется к каждой машине и диспетчерскому пункту индивидуально, с учетом особенностей производства и системы управления предприятия.